В рамках проекта «Каждый имеет право на защиту и помощь» юрист нашей организации провела анализ нарушения прав бездомных граждан. И вот что получилось…
На данный момент времени, в условиях крайне неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире, одним из массовых нарушений прав граждан, не имеющих возможность оформить регистрацию по месту своего проживания, является незаконный отказ им и их детям в предоставлении медицинской помощи, в том числе отказ в праве на вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Мы не рассматриваем здесь вопрос отсутствия самого полиса ОМС, поскольку с его получением проблем обычно не возникает. Проблема возникает при оформлении СНИЛС, который необходим при прикреплении к поликлинике, регистрации на портале Госуслуги, и который требуют при вакцинации, но без регистрации по месту жительства/пребывания, ПФР просто отказывается его оформлять, руководствуясь ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, в которой говорится о том, что на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Здесь ПФР подразумевает наличие регистрации по месту жительства/пребывания.
Хотелось бы отметить, что положение ч. 1 ст. 6 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” противоречит ч. 1 ст. 2 того же ФЗ, в которой указано, что правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
Так, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“, застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с п.п. 4-5 ст. 16 того же закона, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации и врача (так называемое “прикрепление” к поликлинике), а в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 того же закона, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“:
“Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств”.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”:
В области иммунопрофилактики государство гарантирует:
доступность для граждан профилактических прививок;
бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” гласит:
Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Однако, на практике, применение указанных выше норм законодательства РФ, оказывается невыполнимым для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и по месту пребывания, в силу отсутствия возможности ее оформления по вине государства, установившего заведомо невыполнимые правила регистрации.
Обычный гражданин не обладает правом и возможностью принуждать, например, арендодателя его квартиры (то есть человека, от которого сам арендатор зависит) давать согласие на его регистрацию, однако закон обязывает предоставить такое согласие для регистрации. Государство не хочет знать о человеке, который проживает в квартире, которая юридически не является жилым помещением из-за какой-либо мелочи, хотя он готов сообщить о месте своего жительства. Государство не желает знать о своих гражданах, проживающих в квартирах, собственник которых умер, а наследник в свои права еще не вступил. В результате человек, не имеющий достаточно средств для приобретения собственного жилья и имеющий несчастье проживать, например, в арендованном жилье, фактически несет ответственность за обстоятельства, которые не зависят от его воли, а государство не желает никак исправлять эту ситуацию, предпочитая дополнительно наказывать пострадавшего, фактически за бедность.
Усугубляют ситуацию, связанную с отказом в вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства/пребывания положения:
1. Постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14 октября 2021 года № 05-24 / 2 “О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям”, об отстранении от работы граждан (п. 9.2.), не имеющих прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
2. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22 октября 2021 г. № 1006н “Об утверждении формы медицинской документации “Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)” и порядка ее ведения”.
3. Указа губернатора Свердловской области от 27 октября 2021 года № 616-УГ “О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ “О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)”, согласно которому:
с 30 октября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых располагаются органы и организации, указанные в части второй настоящего пункта, допускается при наличии у таких граждан документа, удостоверяющего личность гражданина, а также:
QR-кода, оформленного с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” и подтверждающего, что гражданину проведена профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) либо что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV);
или медицинского документа, подтверждающего, что гражданину проведена профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (в том числе первым компонентом двухкомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации) не более шести месяцев назад либо что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) не более шести месяцев назад;
или медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к проведению профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, и медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) методом полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР), проведенного не позднее чем за 72 часа.
Поскольку указанный Сертификат и QR-код невозможно получить, не поставив прививку от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а возможности вакцинироваться, не имея регистрацию по месту жительства/пребывания – нет, положение граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства/пребывания оказывается безвыходным!
По статистике большое количество бездомных граждан имеют проблемы с оформлением регистрации не по своей вине. Мы считаем, что любой гражданин должен иметь реальную возможность зарегистрироваться именно в том месте, где он действительно проживает, для равной возможности реализации и защиты своих гражданских прав, вне зависимости от своего социального статуса и материального положения.