СОА «Бюро помощи гражданам» в ходе осуществления своей деятельности при реализации социально значимого проекта «Каждый имеет право на защиту и помощь», направленного на улучшение качества жизни граждан, постоянно сталкивается с тем, что гарантированные Конституцией РФ права граждан, не являются равными для всех.
Особо заботит положение в обществе бездомных граждан, не имеющих регистрации по месту жительства. Регистрация по месту жительства является необходимым условием для реализации целых групп и отраслей гражданских прав, что нарушает конституционные права граждан РФ, которые в силу своего социального статуса и материального положения просто не могут оформить регистрацию по месту жительства, поскольку не имеют жилья. К таким правам относятся, в частности, право на медицинское обслуживание, право на социальное обеспечение, право на обеспечение жильем, право на трудоустройство, избирательное право и многое другое.
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
Согласно положениям статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Однако, как показывает практика применения указанной конституционной нормы, лежащей в основе законотворчества РФ, категория граждан, относящихся к гражданам без определенного места жительства, не имеет возможности в полной мере реализовать свое конституционное право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства, в случаях необходимости получения терапии при наличии социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ и туберкулез. Исключением для граждан без определенного места жительства, являющихся носителем этих тяжелых заболеваний, является лишь оказание экстренной медицинской помощи.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” говорится о том, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” устанавливает, что регистрация по месту жительства (пребывания) или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от имущественного и должностного положения, места жительства.
Однако, статья 94 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” предусматривает наличие следующих сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования:
1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
2) пол;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) гражданство;
6) данные документа, удостоверяющего личность;
7) место жительства;
8) место регистрации;
9) дата регистрации;
10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии); и т.д.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации гарантируется предоставление медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Положения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 N 1 “Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 “Профилактика ВИЧ-инфекции” (вместе с “СП 3.1.5.2826-10. Санитарно-эпидемиологические правила…”), гласят:
Пункт 7.4.1. Каждый случай заболевания ВИЧ-инфекцией (положительный результат исследования в иммуноблоте) подлежит регистрации и учету по месту выявления в ЛПО независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Учет по месту жительства пациента ведется для организации диспансерного наблюдения и лечения.
Пункт 7.4.2. …При выявлении ВИЧ-инфекции у иногородних жителей Российской Федерации, информация передается в территориальный центр по профилактике и борьбе со СПИД по месту постоянной регистрации пациента.
Пункт 7.4.5. ЛПО, изменившая или уточнившая диагноз, подает вторичное донесение на больного ВИЧ-инфекцией в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИД и территориальный центр по профилактике и борьбе со СПИД по месту постоянной регистрации пациента, указав измененный (уточненный) диагноз, дату его установления в случае:… –смены места жительства пациента.
Указанный Документ утратил силу с 1 сентября 2021 года (но критерий оказания медицинской помощи по признаку регистрации по месту жительства остался неизменным) в связи с выходом
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 “Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней”, которым утверждено следующее:
Пункт 599. Антиретровирусная терапия (АРТ) не позволяет полностью элиминировать ВИЧ из организма больного, но останавливает размножение вируса, предотвращает развитие заболевания, способствует регрессу вторичных заболеваний, сохранению или восстановлению трудоспособности пациента, предотвращает его гибель. АРТ позволяет снизить потенциальную контагиозность ВИЧ-инфицированных лиц. Обеспечение высокого охвата больных АРТ позволяет снизить общий уровень передачи ВИЧ среди населения.
Пункт 659. Каждый случай заболевания ВИЧ-инфекцией (положительный результат исследования в иммуноблоте или выявления ДНК, РНК ВИЧ) подлежит регистрации и учету в медицинских организациях и территориальных органах Роспотребнадзора.
Пункт 660. Заключение о положительном результате исследования крови на ВИЧ в иммунном блотинге или выявлении ДНК, РНК ВИЧ из референс-лаборатории передается в скрининговую лабораторию и (или) медицинскую организацию, направившую материал на исследование.
Экстренное извещение передается в территориальные органы Роспотребнадзора. При выявлении ВИЧ-инфекции информация передается в организацию, осуществляющую мониторинг, профилактику и борьбу со СПИД по месту постоянной регистрации пациента.
Пункт 686. Центрами по профилактике и борьбе со СПИД или иными уполномоченными медицинскими организациями совместно с противотуберкулезными учреждениями обеспечивается проведение химиопрофилактики туберкулеза у взрослых ВИЧ-инфицированных лиц.
Пункт 803. Планирование профилактических осмотров взрослого населения на туберкулез проводится медицинской организацией после уточнения численности населения, прикрепленного к медицинской организации (работающего и неработающего), его возрастного и профессионального состава, анализа данных индивидуальных учетных форм и медицинских документов, содержащих сведения о проведенном обследовании, картотеке.
Хотелось бы заострить внимание на том, что прежде всего право на получение бесплатной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции в Российской Федерации определяется наличием гражданства Российской Федерации. Однако наследие прошлого в виде «прописки» – регистрации по месту жительства, плотно сидит в структуре организации и оказания медицинской помощи.
Так в целях организации оказания медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, а также другими социально значимыми заболеваниями (далее – «Регистр») пункт 2.1. статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
К сожалению, регистр, который был создан в целях обеспечения равных возможностей ВИЧ-инфицированных граждан и граждан, являющихся носителями социально значимых заболеваний, независимо от места их проживания, вопреки ожиданиям, не решил существующую проблему. На сегодняшний день по-прежнему остро стоит вопрос, связанный с отказами ВИЧ-инфицированным гражданам РФ в постановке на диспансерный учет, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства/пребывания, так как в соответствии с подп. 5 п. 2.1. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»: регистр должен включать сведения, касающиеся адреса места жительства пациента.
По закону ВИЧ-положительные пациенты имеют право на бесплатную терапию. Однако встать на учет можно лишь по месту регистрации по месту жительства — из-за этого бездомные или просто внутренние мигранты, оказавшиеся в другом регионе, сталкиваются с отказами. От наличия терапии зависит жизнь ВИЧ-положительного пациента. Кроме того, она необходима для того, чтобы предотвратить риск распространения инфекции.
Разработанный Минздравом законопроект, обязывающий регионы предоставлять антиретровирусную терапию всем ВИЧ-инфицированным и оказывать им другие медицинские услуги, не нашел поддержки у Министерства экономики РФ и Министерства Финансов РФ. Законопроект разработан по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева и должен был вступить в силу в январе 2020 года, однако этого не произошло.
Люди без регистрации часто представляют социально незащищенные слои населения и отказ им в лечении может усугубить ситуацию с заболеваемостью ВИЧ.
В данном случае, дискриминирующий признак — регистрация по месту пребывания или по месту жительства. При буквальном толковании, граждане Российской Федерации, которые в силу ряда обстоятельств не имеют постоянной и временной регистрации, могут быть лишены доступа к амбулаторному наблюдению и лечению. Получить даже временную регистрацию по месту жительства могут не все, поскольку постоянная и временная регистрация оформляется с согласия собственника жилого помещения.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания лиц, без определенного места жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 10 января 2018 года N 09-п «Об организации выявления, профилактики и оказания медицинской помощи населению Свердловской области при заболевании, вызванном вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» установлено, чтоучреждения здравоохранения обеспечивают своевременный ввод, полноту и достоверность сведений об оказанной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам в информационные системы ГБУЗ СО “ОЦ СПИД” в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 14.09.2017 N 1574-п “О ведении регионального сегмента Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека”. ГБУЗ СО “ОЦ СПИД” обеспечивает своевременную и достоверную передачу сведений в ФРВИЧ об оказанной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам, состоящим на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Свердловской области согласно данным, введенным в информационные системы ГБУЗ СО “ОЦ СПИД”.
Пунктом 9 Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 16.09.2014 N 1181-п “О реализации Постановления Правительства Свердловской области от 12.07.2012 N 785-ПП “О мерах социальной поддержки по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, страдающих социально значимыми заболеваниями” утверждено, руководителям ГБУЗ СО “Противотуберкулезный диспансер”, ГАУЗ СО “Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД”, ГАУЗ СО “СОКБ N 1”, ГАУЗ СО “Областная детская клиническая больница”, учреждений здравоохранения Свердловской области, имеющих право назначения и выдачи лекарственных препаратов гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями:
- организовать бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета:
граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Письмом Минздрава России от 02.05.2017 N 28-4/10/2-2916 «По вопросу обеспечения лиц без определенного места жительства полисами обязательного медицинского страхования и оказания им медицинской помощи» установлено, что выбор страховой медицинской организации может быть осуществлен как по месту регистрации застрахованного лица, так и по месту фактического проживания. В соответствии с пунктом 9 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н (далее – Правила), определяется перечень документов или их заверенных копий, необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица и прилагаемых к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации. В числе таких документов для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше указаны документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта), а также СНИЛС. На основании предъявленных документов страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и выбранная гражданином, осуществляет учет застрахованного лица по обязательному медицинскому страхованию.
Методическими указаниями по предоставлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 30.12.2011) утверждены образцы заявлений: о выборе (замене) страховой медицинской организации; о выдаче дубликата полиса обязательного медицинского страхования или переоформлении полиса обязательного медицинского страхования. При этом пояснения к заполнению заявлений указывают на возможность подачи указанных заявлений лицами без определенного места жительства (то есть при отсутствии регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания).
Таким образом, отсутствие регистрации по месту пребывания и/или по месту жительства не может выступать основанием для отказа в оформлении и выдаче полиса обязательного медицинского страхования. Соответственно, лица без определенного места жительства пользуются и другими правами, в частности, по осуществлению выбора (замены) страховой медицинской организации и получению полиса обязательного медицинского страхования при предъявлении документов, указанных в пункте 9 Правил, или их заверенных копий.
Несмотря на указанные выше положения нормативно-правовых актов РФ, мы вновь выявляем противоречие между нормами законодательства РФ: в пункте 6 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н “Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования”, заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации должно содержать следующие сведения:
1) о застрахованном по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом лице:
фамилию, имя, отчество (при наличии);
пол;
дату рождения;
место рождения;
гражданство;
страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства – при наличии) (далее – СНИЛС);
данные документа, удостоверяющего личность;
место жительства;
место регистрации;
дату регистрации;
контактную информацию;
категорию застрахованного лица.
Однако, СНИЛС невозможно получить, не имея регистрации по месту жительства, о чем говорится в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”: в общей части индивидуального лицевого счета указываются:
1) страховой номер;
2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у физического лица при рождении;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 – 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;
8) гражданство; и т.д.
А также, в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя…
Ситуация оборачивается таким образом, что Конституция РФ, как основной Закон государства, гарант основных прав и свобод человека, по сути, не имеет высшей юридической силы, что следует из большого количества противоречий ее положениям, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Помимо указанных выше сложностей с получением необходимого медицинского обслуживания гражданами без определенного места жительства, на данный момент времени, в условиях крайне неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире, одним из массовых нарушений прав граждан, не имеющих возможность оформить регистрацию по месту своего проживания, является незаконный отказ им и их детям в предоставлении медицинской помощи, в том числе отказ в праве на вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Мы не рассматриваем здесь вопрос отсутствия самого полиса ОМС, поскольку он рассмотрен выше, и проблемы с его получением обычно решаются на месте. Основная проблема возникает при оформлении СНИЛС, который необходим при прикреплении к поликлинике, регистрации на портале Госуслуги, и который требуют при вакцинации, но без регистрации по месту жительства/пребывания, ПФР просто отказывается его оформлять, руководствуясь ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, в которой говорится о том, что на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Здесь ПФР подразумевает наличие регистрации по месту жительства/пребывания.
Хотелось бы отметить, что положение ч. 1 ст. 6 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” противоречит ч. 1 ст. 2 того же ФЗ, в которой указано, что правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
Ранее упоминалось, что согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“, застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с п.п. 4-5 ст. 16 того же закона, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации и врача (так называемое “прикрепление” к поликлинике), а в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 того же закона, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“:
“Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств”.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”:
В области иммунопрофилактики государство гарантирует:
доступность для граждан профилактических прививок;
бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” гласит:
Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Однако, на практике, применение указанных выше норм законодательства РФ, оказывается невыполнимым для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и по месту пребывания, в силу отсутствия возможности ее оформления по вине государства, установившего заведомо невыполнимые правила регистрации.
Обычный гражданин не обладает правом и возможностью принуждать, например, арендодателя его квартиры (то есть человека, от которого сам арендатор зависит) давать согласие на его регистрацию, однако закон обязывает предоставить такое согласие для регистрации. Государство не хочет знать о человеке, который проживает в квартире, которая юридически не является жилым помещением из-за какой-либо мелочи, хотя он готов сообщить о месте своего жительства. Государство не желает знать о своих гражданах, проживающих в квартирах, собственник которых умер, а наследник в свои права еще не вступил. В результате человек, не имеющий достаточно средств для приобретения собственного жилья и имеющий несчастье проживать, например, в арендованном жилье, фактически несет ответственность за обстоятельства, которые не зависят от его воли, а государство не желает никак исправлять эту ситуацию, предпочитая дополнительно наказывать пострадавшего, фактически за бедность.
Усугубляют ситуацию, связанную с отказом в вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства/пребывания положения:
1. Постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14 октября 2021 года № 05-24 / 2 “О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям”, об отстранении от работы граждан (п. 9.2.), не имеющих прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
2. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22 октября 2021 г. № 1006н “Об утверждении формы медицинской документации “Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)” и порядка ее ведения”.
3. Указа губернатора Свердловской области от 27 октября 2021 года № 616-УГ “О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ “О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)”, согласно которому:
с 30 октября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых располагаются органы и организации, указанные в части второй настоящего пункта, допускается при наличии у таких граждан документа, удостоверяющего личность гражданина, а также:
QR-кода, оформленного с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” и подтверждающего, что гражданину проведена профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) либо что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV);
или медицинского документа, подтверждающего, что гражданину проведена профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (в том числе первым компонентом двухкомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации) не более шести месяцев назад либо что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) не более шести месяцев назад;
или медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к проведению профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, и медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) методом полимеразной цепной реакции (далее – ПЦР), проведенного не позднее чем за 72 часа.
Поскольку указанный Сертификат и QR-код невозможно получить, не поставив прививку от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а возможности вакцинироваться, не имея регистрацию по месту жительства/пребывания – нет, положение граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства/пребывания оказывается безвыходным!
Большинство граждан имеют проблемы с оформлением регистрации не по своей вине. Мы считаем, что любой гражданин должен иметь реальную возможность зарегистрироваться именно в том месте, где он действительно проживает, для равной возможности реализации и защиты своих гражданских прав, вне зависимости от своего социального статуса и материального положения.